[ ДА/НЕТ ] Вводить ли свободный график в фирме? Практика реализации

Размышляла над этим вопросом для организации наших дел некоторое время назад. В интернете на тему свободного графика — полная вакханалия, хотя в основном положительная) На эту тему не писал только ленивый — от Executive и HBR, до старенького кадровика. Любимые для утренних чашек кофе HBR-Russia и Rusbase и вовсе считают, что гибкий график прошлый век и давно всеми принятая норма, а правильные ребята должны идти дальше.

productivity-2253608_640.jpgИллюстрация с pixabay.com
Ладно, правильные мы ребята или нет, свободного графика ни у кого из нас, учредителей, до этого не было. До своих дел все работали в более-менее традиционных компаниях с графиками, а некоторые даже — о, ужас! — с электронными пропусками. В остальных же параллельных с работой делах и фрилансах — само собой понятно, что есть задачи и гонорары, и это совсем из другой оперы.

Поспрашивала окружение. Из друзей свободный график был только у айтишников. У предпринимателей — свободный график выражался только в том, что «ты больше не работаешь по 8 часов только для того, чтобы с упоением поработать по 16». Часть знакомых покрутило пальцем у виска, сказав, что если все начнут «шляться», то никакой работы не будет вообще, дословно: «у меня цех встанет». Впрочем, были и примеры, говорящие — «если нашего дизайнера пригнать палкой к 9 утра, он все равно будет пить кофе до часу». Так что дизайнер творил в своем ритме. Руководитель группы риэлторов никогда не следил за временем, ну это неудивительно. На РЦ крупной сети магазинов одежды есть солдаты, работающие четко по графику, а есть бригада, привлекаемая «по необходимости и согласованию».

Thumbs up-down.png

ДАНО: Рабочих блоков, которые у нас присутствуют, не много, но и не два человека. Розничный магазин, склад, пекарский цех, закупщики, офис с документооборотом, торговые представители и ключевые продажники, водители и бухия. Кому можно в свободный полет? И вообще —


Вводить ли свободный график в фирме?


Собрала воедино все то, что вырисовалось из разговоров и прочтений про свободу попугаям:

ЗА:

  • Просто это модно
  • Гибкий график — это способ вознаграждать нематериально
  • Свобода рабочего времени — дополнительный привлекательный пункт вакансии
  • Отсутствие напряга по минутам и часам повышает лояльность коллектива
  • Работа в своем ритме повышает производительность

ПРОТИВ:

  • Лена, это генерит хаос и бардак, все будут творить, что хотят!
  • Без надзора невозможно контролировать людей
  • Только дай и клиенты будут приходить к закрытым дверям, на телефон никто не ответит
  • Весь рабочий настрой сменится общим расслабоном
  • Нет возможности отследить кто сколько работает
  • Пробовала, начались проблемы взаимодействия сотрудников: не собрать совещания
  • Не всем профессиям и производственным циклам это подходит.

Все перечисленные «за» — я разделяю. Необоснованный напряг не люблю, лояльность коллег ценю, свободу как ценность вообще пропагандирую, только дай) И всерьез считаю, что в своем ритме и потоке работать легче, чем в строгие часы.

Остается разобраться с «против».
Лена, это генерит хаос и бардак, все будут творить, что хотят! Без надзора невозможно контролировать людей. Весь рабочий настрой сменится общим расслабоном.
Это я вообще игнорирую. Если контроль выражается в секундомере над душой сотрудника — то одно из двух: либо сотрудник не годится на должность, либо руководитель не годится в свое кресло. Контролировать нужно задачи и сроки, а не людей.

Клиенты будут приходить к закрытым дверям, на телефон никто не ответит.
Вот в этой эмоциональной фразе есть важное зерно. Действительно, магазин должен открываться вовремя, в нормальные рабочие часы в офисе должны подниматься трубки телефона. Это одна из первых функций, на которую нанимаются сотрудники, я раньше об этом писала. Здесь, в общем-то есть два решения. Либо мы в начале пути, наемных сотрудников мало, и «по часам» нанимается один человек. Тогда нужно искать пунктуального пуську и включать «часы» в его контрольные точки. Либо, если дело уже подросло, то своевременное открытие дверей и ответы на телефон можно организовать графиком дежурств, когда каждый день за своевременность кто-то один в ответе, а остальные в свободном полете.

Нет возможности отследить кто сколько работает.
На этот пассаж я плюнула с легким сердцем. Вообще все равно 🙂 Контролируем мы другие параметры: выручку, договоры, своевременность и полноту исполнения заказов, безошибочность и своевременность финансовых отчетов. А рабочее время не контролируем. Вот такая махновщина и анархия. Работать надо не много, а головой.

Пробовала, начались проблемы взаимодействия сотрудников: не собрать совещания
Если совещания не собрать, значит они не нужны. Когда порученная задача стоит из-за невозможности обсуждения, ответственный за нее — находит способ связаться. А старорежимные совещания со всеми обо всем как пионерская линейка — анахронизм, ей-богу.

Не всем профессиям и производственным циклам это подходит.
Вот тут святая правда. Если у печи есть время на операцию, то оно должно соблюдаться. Если конвейер не включить — то вся цепочка рухнет. Если домны остановить — то караул. Если грохоты на обогатительной фабрике встали — то дробилки и флотацию нечем загрузить. Производственные циклы требуют четкости, но, справедливости ради, их почти никто и не пускает в свободное плавание.

Итого, у нас это работает так.


Да, свободный график везде, где возможно — благо


Розничный магазин — работает по принципу один дежурит, остальные в свободном полете.
Склад — работает ежедневно, но имеет гибкие часы начала и окончания работы. Часы зависят от маршрутов развозки заказов и согласуются с водителями и офисом.
Пекарский цех — работает по часам в периоды больших заказов и пиковой нагрузки, в остальные дни — по количественным целям, без привязки ко времени.
Закупщики — работают в свободном графике.
Офис с документооборотом — работает ежедневно с окнами начала дня с 9 до 11 и свободным окончанием дня в окне с 16 до 19 часов.
Торговые представители — в свободном графике с задачами.
Ключевые продажники — в свободном графике с целевыми показателями по обороту и задачами.
Водители — по часам и маршрутам. Ключевое слово — весь маршрут исполнен.
Бухия — в свободном графике с финансовыми и налоговыми дедлайнами.


Мне нравится эта организация и с точки зрения исполнения задач, и с точки зрения отсутствия необходимости «чем-то занять» людей, если в работе спад, а рабочих часов по-прежнему восемь. Такая организация радует меня еще и уважением к балансу «работа — личное». Бонус: снимается неизбежная и ненужная пачка разборок с опоздунами, которая обычно заканчивается ничем. Все вопросы переходят в плоскость решения рабочих задач или их не-решения, а это уже на порядок более разумно.

Иллюстрация с pixabay.com

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: